Генератор отвечает за поставку электричества к двигателю транспортного средства. На ВАЗ-2110 этот узел располагается перед двигателем, что облегчает к нему доступ. Снять агрегат и разобрать его не составит труда даже для неопытного автолюбителя. Разберемся с основными поломками, с которыми сталкиваются автомобилисты.
Принцип работы генератора
Этот агрегат состоит из нескольких деталей:
- корпус;
- ротор;
- статор;
- выпрямительный мост;
- реле-регулятор;
- шкив.
Благодаря генератору, крутящий момент от силовой установки превращается в электрическую энергию. Ротор в процессе вращения создает магнитный поток, который регулируется при помощи реле, а шкив осуществляет ременную передачу. Движение ротора происходит при помощи подшипников, при слаженной работе которых вал перемещается легко.
Еще одно назначение реле-регулятора – ограничение выходного напряжения в пределах от 13,6 до 14,7 В. Напряжение передается через коллекторные кольца на щетки, а выпрямительный мост отвечает за то, чтобы энергия передавалась в одном направлении.



Как заменить подшипники своими руками (подробно)
В первую очередь рассмотрим замену переднего подшипника:
Устройство в разборе
- Откручиваем на генераторе крепежную гайку, а затем нужно ослабить регулировочный болт.
- Снимаем ремень генератора и выполняем запуск двигателя, чтобы убедиться, что причиной поломки является подшипник генератора.
- Если шум пропал, снимаем с АКБ минусовую клемму.
- Откручиваем все провода, которые идут на генератор.
- Снимаем защиту картера, чтобы добраться до нижнего крепления генераторного устройства и снять его.
- Достаем генератор через подкапотное пространство.
- С помощью обычной отвертки или другого подручного инструмента блокируем ротор генератора, а затем откручиваем шкив.
Теперь переходим к замене заднего подшипника:
Запрессовка
- Для демонтажа данного элемента вам понадобится специальный съемник.
- Если съемник отсутствует, выбейте компонент зубилом. Альтернативным вариантом является металлический прут и крепкая отвертка.
- С помощью выбранного инструмента и молотка выбейте подшипник. Обязательно перемещайтесь по поверхности в противоположном направлении.
- Также можно демонтировать подшипник, воспользовавшись обычным рожковым ключом.
- Теперь берем старый подшипник и головку, с помощью которой снимался передний подшипник. С их помощью забейте новый подшипник на свое место.
- Если данный способ вам не подходит, воспользуйтесь трубчатым ключом или металлической трубой, диаметр которой отвечает диаметру заднего подшипника.



Какие поломки часто встречаются
Чаще всего генератор на 8 и 16 клапанных ВАЗ-2110 выходит из строя в результате попадания влаги и грязи. Еще одной причиной является износ составных частей этого узла, а именно щеток. Чаще всего неисправность проявляют себя следующим образом:
- генератор не выдает электроэнергию;
- ток на выходе либо слишком высокого или низкого напряжения;
- во время работы двигателя раздаются посторонние звуки, чаще всего писк или визг.
Проверка работы генератора происходит при помощи специальных стендов или цифрового вольтметра. Если в области моторного отсека раздаются посторонние звуки, то в первую очередь необходимо проверить натяжение ремня ГРМ. Чаще всего причина именно в нем, но после проверки снимите ремень со шкива и запустите двигатель. Отсутствие шума является поводом проверить работоспособность автогенератора более тщательно.
Как правильно снять генератор на ВАЗ-2110
Если у вас силовой агрегат с 8 клапанами, то лучше всего вести работы сверху. В шестнадцатиклапанной разновидности снимать генератор необходимо снизу. Для этого сначала открутите поддон. Перед работой подготовьте несколько разных ключей. Снять этот узел можно быстро, если придерживаться следующей инструкции:
- Обесточьте бортовую систему автомобиля – для этого достаточно снять «минусовую» клемму с аккумуляторной батареи.
- На плюсовой шпильке автогенератора найдите гайку М10 и открутите ее.
- С задней стороны устройства к генератору подведены провода, которые нужно отсоединить перед следующим этапом разборки.
- Ключом на 13 ослабьте верхнюю и нижнюю гайки.
- Выкрутите натяжной болт ключом на 10, чтобы ослабить натяжение ремня и снять его.
- После чего полностью удалите обе гайки (верхнюю и нижнюю), снимите натяжную планку.
- Аккуратно проверните генератор под прямым углом и извлеките его из моторного отсека.
Если вы хотите провести ремонт этого агрегата, стоит тщательно протереть его ветошью, чтобы убрать все загрязнения.
Генератор ВАЗ 2110 и ВАЗ 2112
Функциональное предназначение автомобильного генератора заключается в преобразовании энергии двигателя в электроэнергию. Генератор начинает работать после заведения мотора от аккумулятора и поддерживает работу системы зажигания и дополнительных энергопотребителей.
Именно количество источников, нагружающих генератор, и сказывается на ресурсе эксплуатации агрегата.
Как подобрать генератор для ВАЗ 2110 или ВАЗ 2112
Ввиду схожести многих компонентов в конструкционных сборках автомобилей ВАЗ 2110 и ВАЗ 2112, большинство электрического оборудования идентично, в том числе и генераторы. Чтобы выбрать правильный генератор необходимо не только учитывать габариты устройства, но и определить его номинальную мощность – для Лады поколения 2110-12 показательно должен быть не ниже 55 Ампер.
| Марка/производитель | Торговый артикул | Номинальная мощность | Примерная стоимость, руб. |
| ЗиТ | 372.3701-02 | 55 | 4700 |
| ЗиТ | 372.3701-05 | 65 | 4900 |
| БАТЭ | 9402.3701 | 90 | 6200 |
| БАТЭ | 9402.3702 | 95 | 6500 |
| АТЭ | 3202.3771000 | 75 | 5700 |
| АТЭ | 3202.3771034 | 70 | 5500 |
Чем выше мощность генератора, тем большее количество энергопотребителей может поддержать агрегат без риска перегрева и снижения эксплуатационного ресурса. Установка генератора увеличенной мощности взамен штатной комплектации позволит подключить дополнительное оборудование и аксессуары – обогрев сидений, качественный автозвук, авто холодильник и т.д. Однако при увеличении мощности генератора также требуется позаботиться о прокладке силовой проводки с большим сечением токопроводящей части, а также установки более емкой аккумуляторной батареи.
Обратите внимание! В случае приобретения не штатного генератора важно проверить совместимость устройства со своим автомобилем. Для этого необходимо зайти на официальный сайт производителя и забить в форму поиска товарный артикул детали и ВИН-номер транспортного средства. При наличии информации о детали в дилерской базе, агрегат можно рассматривать к приобретению.
Демонтаж генератора на ВАЗ 2110 или ВАЗ 2112
Алгоритм демонтажа генератора на ВАЗ 2110 или ВАЗ 2112 не является сложным и выполняется одной парой рук в течение 40-50 минут. Для выполнения процедуры потребуется смотровая яма или автомобильный подъемник, а также набор гаечных ключей или торцевых головок, комплект отверток и пассатижи. Снятие агрегата со штатного места производится в следующей последовательности:
- В первую очередь загоняем автомобиль на яму или подъемник, после чего откидываем все клеммы аккумуляторной батареи и достаем сам АКБ. Для демонтажа аккумулятора в некоторых случаях необходимо открутить болт на фиксирующем хомуте;
- Далее переходим к днищу транспортного средства и снимаем защиту картера-коробки, чтобы обеспечить свободный доступ к двигательному отсеку;
- После снятия защиты аккуратно оттягиваем и снимаем приводной ремень, предварительно придавив отверткой или ключом натяжное устройство;
- Затем откручиваем и снимаем силовую проводку, ведущую к генератору. Теперь можно с помощью головок с удлинителями демонтировать фиксирующие болты, удерживающие генератор на кронштейне;
- В завершение процедуры можно извлекать агрегат из автомобиля. В момент демонтажа важно следить за положением буферной втулки – данный узел может деформироваться при извлечении.
Обратите внимание! Перед ремонтом генератора важно осмотреть состояние проводки и приводного ремня. При наличии разрывов или любых других повреждений комплектующие придется заменить – в противном случае высок риск короткого замыкания или аварии на дороге.
Разборка корпуса генератора для замены комплектующих
Разборка генератора также не является трудной. Как правило, данный агрегат лишь разбирается на части, после чего производится модульная замена неисправной детали – пайку или перемотку обмотки выполнять не придется. Для ремонта генератора на Ладе потребуется вышеописанный набор инструментов, а также пара круглогубцев, которые позволят снять изоляцию без риска повреждений. Весь фронт работ занимает не более 1 часа и происходит по следующему сценарию действий:
- После демонтажа устройства из автомобиля требуется перенести агрегат на верстак или стол и положить задней крышкой наверх. Крышка генератора фиксируется с помощью 4 длинных болтов, которые необходимо выкрутить и разъединить устройство на 2 части – ротор и статор;
- Верхняя часть агрегата состоит из ротора с валом и подшипником. Для проверки состояния работоспособности следует прозвонить ротор мультиметром и при необходимости заменить сам подшипник;
- Нижняя часть агрегата состоит из статора, выпрямительного реле и обмотки. Для проверки также необходимо прозвонить мультиметром статор и реле, и при необходимости заменить изоляционный материал вокруг обмотки;
- В завершение процедуры меняем все неисправные модули новыми деталями, после чего производим сборку агрегата. Во время сборки важно не повредить внешнюю и внутреннюю изоляцию.
Важно знать! Среднестатистический ресурс эксплуатации генератора на ВАЗ 2110 или ВАЗ 2112 составляет 50 000 км пробега, после чего деталь рекомендуется проверять каждые 3-5 000 км.
Простым методом является замер напряжения АКБ при заведенном моторе – если напряжение ниже 13.1 В, то генератор скоро придется менять.
Как разобрать генератор
Для начала сделайте две метки на крышках из металла. Это поможет вам потом собрать агрегат без проблем.
- Отожмите металлические защелки и снимите пластиковую крышку.
- Крестообразной отверткой открутите винты крепежа регулятора напряжения.
- Открутите гайку М10. Затем отверткой удалите винт и извлеките конденсатор.
- Для снятия шкива, зажмите корпус генератора в тисках. На гайку наденьте головку на 21, а через отверстие в головке накиньте на нее шестигранник на 8. Только после того как вы открутите гайку, можно будет снять шайбу и шкив.
- Уберите четыре крепежных винта, чтобы разобрать генератор на две части.
- Из задней части корпуса выкрутите винты крепления провода статора и диодного моста.
- Удалите диодный мост и обмотку автогенератора.
- Ротор выдавите из крышки пальцами вместе с подшипником.
- Аккуратно снимите втулку подшипника.
- Возьмите съемник и удалите подшипник.
Диагностика
Замена диодного моста генератора на ваз 2112
Часто сгоревший диодный мост генератора создает множество проблем. Из-за этого АКБ не получает необходимого количества тока или наоборот, получает его намного больше, чем следовало, и случается перезаряд. Прежде, чем проводить замену этой составляющей генератора, желательно провести грамотную диагностику.
Диагностика диодного моста
Примечание. Важно знать, что выпрямительные диоды генератора похожи на односторонний клапан, который пропускает заряд только в одном направлении. Таким образом, закрывается доступ тока из бортовой сети к обмоткам стартера.
- Если полупроводниковый диод проводит ток в обоих направлениях или вообще не проводит заряда, то он неисправен.
- Причиной перегорания диодов может стать влага или неправильная подзарядка АКБ в зимнее время года.
Алгортим проведения проверки
Замена диодного моста на генераторе ваз 2112
Снимаем диодный мост для проведения проверки – это крайне важно. Как это сделать, будет подробно написано ниже:
Выпрямительный блок генератора
- Берем мультиметр и устанавливаем его в режим проверки диодов.
- Сначала щуп плюса соединяем с общей шиной вспомогательных диодов. Что касается отрицательного вывода, то его следует провести к выводу проверяемого диода.
- Результат будет положительным (подразумевающим исправность диода), если показания прибора стремятся к бесконечности.
- Теперь нужно поменять щупы местами. При исправном диоде показания мультиметра покажут несколько сотен Ом.
Примечание. Таким же манером проверяем и два дополнительных диода блока.
- Щуп минуса ставится на пластину диодного моста, в том месте, где запрессован диод. Щуп плюса должен идти к выводу диода.
- Результат можно назвать положительным, если диод не пропускает заряд, а показания мультиметра стремятся к бесконечности.
- Опять меняем щупы местами.
- Положительный результат, если прибор показывает сопротивление в несколько сотен Ом.
Ваз 2112 диодный мост генератора
Примечание. Остальные диоды силовые проверяются аналогичным образом.
Проверка всего моста
Можно проверить работу диодного моста и без его снятия. Для этого вооружаемся специальной лампой с зажимом на 12 В или прибором:
Специальный прибор для проверки диодного моста
- Защитный кожух генератора(см.Ремонт ваз 2110:генератор, неисправности) снимается.
- Вывод регулятора “Б”отсоединяется от клеммы “30” генератора.
- Отсоединяется также и провод от вывода “В” регулятора напряжения.
Примечание. Нужно знать, что 3 диода с красной пометкой – это плюс выпрямительного напряжения. Эти составляющие будут запрессованы в одну пластину моста, которая соединяется с выводом “30”. Остальные 3 диода будут с черной меткой, создавая минус. Запрессованы они уже в другую пластину, которая идет на общую массу.
- Плюс от АКБ подсоединяем через лампу к зажиму “30”, а минус идет на корпус генератора.
- Результат положительный, если при горящей лампе минусовые и плюсовые диоды имеют КЗ.
Марка дополнительных диодов генератора ваз 2112
Отдельно на замыкание можно проверить и отрицательные диоды:
- Плюс АКБ соединяем посредством лампы с болтом, крепящим диодный мост (любым).
- Минус проводим на корпус генератора.
- Результат положительный – если лампа не горит. В противном случае, наблюдается КЗ в одноим или нескольких диодах.
Проверка плюсовых диодов проводится следующим образом:
- Подсоединяется плюс АКБ посредством лампы с зажимом или прибора к зажиму “30” генератора.
- Минус подсоединяем к болту.
- Горит лампа – диоды имеют КЗ.
Если в процессе проверки не выявлено никаких проблем, то придется заменить диодный мост целиком.




