Ряд плановых процедур кажутся некоторым автомобилистам пустой тратой денег и они ищут возможность сохранить средства. Однако, порой, это стремление оборачивается гораздо большими тратами на ремонт.
При смене колес мастера шиномонтажа обычно интересуются, а хочет ли владелец делать балансировку. Что это за процедура и насколько она важна для комфортной езды, помогает разобраться автомобильный эксперт, капитан гоночной команды «ГазРейд Спорт» Вячеслав Субботин.
Зачем балансируют колёса
После установки новой шины в диске возникает радиальное биение, спровоцированное несовпадением центра тяжести и оси вращения. Для компенсации этого дефекта на диске закрепляют балансировочные грузы, обеспечивающие равномерное вращение обода. Колесо ставят на балансировочный станок, который вращает диск и фиксирует радиальное биение. Положение компенсирующего груза определяют опытным путем.
Суть процедуры восстановления баланса сводится к совмещению диска с его геометрической осью, которая находится на одной линии с центром вала привода. Соосность конструкционных элементов — необходимое условие для комфортной и безопасной эксплуатации автомобиля. Если оси «обутого» диска и вала привода не совпадают, водитель и пассажиры автомобиля оказываются в крайне неприятной ситуации с далеко идущими последствиями.

Разновидности балансировки
По методу выполнения различают несколько видов этой операции:
1. Автоматическая,
2. Финишная,
3. Статическая,
4. Динамическая (на станке).
Технология проведения балансировки
При проведении данного вида работ по устранению смещения центра тяжести, необходимо соответствующее оборудование, знать ошибки, которые могут возникнуть.
Оборудование
Как и любые подготовительные работы перед ремонтом, очищаем детали. Обязательно надо очистить резину от грязи. Гряз забитая в рисунки протекторов может повлиять на диагностику смещения центра тяжести колеса.
Если колеса уже балансировали, то надо сначала снять балансировочные грузы.
Давление в шинах должны быть в норме. Если колеса будут спущены, то это сильно повлияет на диагностику.
На станке для балансировки легковых автомобильных колес сначала измеряется центр тяжести. Станки бывают разными. Есть дорогие, компьютеризированные плюс с лазерными датчиками. После того, как станок определил где находится центр тяжести колеса, он сам показывает, в какой части надо установить балансирующий грузик.
В зависимости от материала диска, грузы тоже используются разные. На стальные диски устанавливают грузы со скобой. Скобой они крепятся к ободу диска.
А, если диски литые, то используются грузы с посадкой на внутреннюю часть. Материал грузил: свинец, цинк, сталь.
Масса скобных грузов бывает в пределах 5-100 грамм. Масса грузил для литья — 5-60 грамм.
На штампованные диски грузик забивается на ребро обода между диском и резиной. Такие набивные грузы не подходят для легкосплавных дисков.
Для них используются грузы липучки — самоклеющиеся утяжелители. Их сложнее закреплять, потому что они ставятся на идеально ровные поверхности.
Порядок балансировки
Порядок работы не сложный:
- Снять колесо.
- Очистить.
- Установить на станок, который определит смещение центра тяжести и определит какой массы грузик в какое место закрепить.
- Опять прогнал на станке, убедился, что центр массы совпадает с осью колеса.
- Если станок показывает баланс, то ставим колесо на место, проверяем следующее.
Какие ошибки при балансировке могут быть
- Дисбаланс невозможно определить, если покрышку не очистили от камней и грязи.
- Установка новых грузил не снимая старые.
Техника безопасности
- Для работы за станком допускаются лица возрастом от 18 лет, здоровые, имеющие знания работы со станком.
- Колеса, которые слишком тяжелые, например от джипов, следует перевозить на тележке. Многим стыдно, типо: «да чего, щас позориться еще буду», потом лет к 25 уже имеют спину, которую несколько раз надрывали. Некоторые даже стыдятся поднимать мешок цемента 50 кг вдвоем. Так один человек таскал один и заработал себе грыжу. А все ради чего спрашивается?!
- Специалист должен быть трезвым. Если видите, что он пьяный, следует ехать в другой автосервис.
Динамическая
Традиционная, выполняемая практически в каждой шиномонтажке процедура. В основном требуется для узких колес. Эти методом устраняют боковое биение посредством крепления компенсирующих грузиков – набивных для штамповки и самоклеющихся – для литья
Статическая балансировка
Предполагает устранение вертикального дисбаланса. Процесс выполнения аналогичен динамической балансировке
Финишная
Выполняется после любой балансировки или смены колес. Под автомобилем устанавливают электронное устройство. Чтобы оно начало вычисления, колесо разгоняют до скорости 80 – 90 км. После остановки электроника точно укажет место, где нужно закрепить вспомогательные грузы.
К чему приводит отсутствие балансировки?
Попробуйте прокатиться на неотбалансированных колесах хотя бы сто метров. После такого приключения вы быстро поймете, зачем необходимо балансировать колеса, и усвоите урок на всю жизнь. Если вы предпочитаете учиться на чужих ошибках — просто запомните, что эта операция устраняет дисбаланс диска и шины — основную причину вибраций, сотрясающих и автомобиль, и пассажиров с водителем. Ну а что дисбаланс делает с подвеской не нужно объяснять даже далекому от мира автомастерских человеку. Она может рассыпаться от постоянной вибрации во время движения автомобиля по трассе. Поэтому балансировка колес необходима каждому транспортному средству.
На что еще влияет балансировка колёс? В первую очередь на срок службы шины. Радиальное биение приводит к появлению локальной потертости. В этом месте глубина протектора стирается намного быстрее, поэтому дисбаланс — это основная причина преждевременного износа шины. Не хотите менять резину раз в год — заказывайте балансировку с нужной периодичностью.
Как балансировать и насколько часто?
Балансируются колеса на специальном стенде в мастерской шиномонтажа с помощью грузиков, изготовленных из цинка или свинца массой от 5 до 100 грамм. Аппарат сам раскручивает колесо и подбирает вес и место расположения компенсирующего груза. Мастера приклеивают их или надевают на обод диска и заколачивают молотком в местах прилегания покрышки.
Вопрос-ответ
Можно ли ездить на спущенном колесе?
Чем больше размерность колеса, тем его труднее отбалансировать. Однако в течение этого десятилетия многие заводы прошли через переоборудование и уже способны изготавливать катки даже двадцатого радиуса с хорошей точностью. Поэтому при покупке колеса стоит поинтересоваться, где произведена шина и когда открылся завод. Если это старые отечественные производства со старым оборудованием, то отбалансировать произведенную там покрышку будет труднее, чем изготовленную на только что отстроенном российском предприятии какого-то именитого иностранного бренда.
Кроме того, нельзя балансировать колесо, если в протекторе застряли крупные камешки. При их выпадении центр масс сместится и колесо опять начнет бить.
В общем, балансировку колес обязательна нужно делать после каждого монтажа покрышки. Кроме того, с течением времени грузики могут отваливаться, что ведет к разбалансировке. Поэтому, как только в автомобиле ощущаются нежелательные вибрации, можно вернуться в шиномонтаж и повторить процедуру балансировки вновь.
Как часто нужно балансировать колеса
Опытные водители заказывают балансировочные работы при каждом посещении шиномонтажа. Зачем проверять баланс так часто? Ведь некоторые автолюбители настаивают на том, что балансировать диски нужно только при замене шин. Объясним это на простом примере.
Допустим, вы попали в пробку, вынуждающую вас двигаться рывками, совершая резкие ускорения и торможения. Итогом такой езды станет неравномерный износ протектора, в результате которого определённая шина теряет около 10 грамм резины, получив выточку в пятне контакта. «Всего 10 грамм, стоит ли ради этого балансировать колесо?» — подумает неопытный водитель, и будет не прав, ведь на скорости 100 км/час эти 10 грамм превращаются в 2,5 килограмма, которые начинают влиять на автомобиль не самым лучшим образом. Согласитесь, такой перевес даёт причину для немедленного обращения в автомастерскую.
Калибровочный груз, который балансирует колесо вашего авто, может слететь с диска при неудачном маневре. Это значит, что машина останется с проблемой дисбаланса один на один, без поддержки компенсаторов, нивелирующих радиальное биение. А еще в вашем протекторе может застрять камень, нарушающий баланс.
Все эти риски означают только одно — вам нужно как можно чаще балансировать колеса вашего авто. Причем как часто делать балансировку — решаете вы лично, руководствуясь качеством дорог на привычных маршрутах и собственным стилем вождения.
Обычные автолюбители предпочитают балансировать диски раз в шесть месяцев, во время замены резины. Предусмотрительные автовладельцы проверяют дисбаланс каждые три месяца. Водителям такси стоит заказывать балансировку после 5000 километров пробега — для них это крайне необходимый процесс, улучшающий уровень комфорта пассажиров.
Нужна ли балансировка колес на грузовике
Необходима ли эта процедура на грузовых автомобилях? Многие россияне ответят отрицательно: «Зачем же тратить на это деньги при таком-то качестве дорог?»
В подсознании прочно засела картинка с разрухой на дорогах и в автомастерских. После поездки по ухабам старенький ЗИЛ ремонтирует механик с монтировкой, а затем машина с заплатками на шинах снова выходит на маршрут. Но сегодня это в прошлом.
Современные магистрали отличает хорошее покрытие, которое обеспечивает скорость потоку легковых машин, автобусов и многотонных фур. Автомастерские оборудованы всем необходимым для полноценного ремонта. Такова картинка сегодня.
Но и на это скептики найдут, что ответить: «Грузовики – это слишком тяжелые машины, чтобы обращать внимание на дисбаланс колес. Даже мелкая неровность дороги при их массе гораздо больше повлияет на подвеску!»
Но давайте проведем расчеты, чтобы увидеть реальную картину.
Весь вес грузового автомобиля распределен на 6 или 8 колес. Получается, что каждое из них испытывают статическую нагрузку в 1 – 2 тонны.
При дисбалансе колес дополнительное давление всегда приходится на одну и ту же точку. Дисбаланс в 500 грамм считается допустимым. И даже при таком значении, если автомобиль едет со скоростью 100 км/ч, на колесо и подвеску оказывается давление силой 50 кг. Иными словами, восемь раз в секунду одной из сторон колесо на 2 – 5 % сильней бьется об асфальт. В этот же момент на подвеску действует сила в 50 кг с частотой 8 Гц. Частота этих колебаний со временем приближается по значениям к частоте вибраций всей подвески, что вызывает разрушительный эффект резонанса.
Дисбаланс каждого колеса индивидуален, но частота вращения всех четырех – одинакова. Из-за этого подвеска еще больше разбалтывается – на нее оказывается возрастающее давление с четырех разных сторон с одинаковой частотой.
Мелкие дефекты дорожного покрытия не так сильно влияют на ситуацию, ведь они равномерно стачивают протектор шины. Отсутствие же баланса способствует «точечному» износу, который только усиливает дисбаланс.
Своевременная балансировка, конечно же, не решит всех проблем с износом шин, но ощутимо продлит срок службы как шин, так и других частей конструкции автомобиля. Стоимость этой услуги невелика, да и времени эта операция занимает немного, так её уверенно можно назвать выгодным вложением денег.
Во многих странах балансировка колес уже входит в перечень обязательных операций при прохождении технического осмотра автомобиля. Практика подтверждает, что это необходимая манипуляция, так что нет резона сомневаться в её целесообразности.
Рекомендуем
«Не греет печка в машине: все возможные причины и решения» Подробнее
Насколько важна точность балансировки колёс
Что нужно знать о точности баланса? Только одно правило: чем выше точность, тем лучше чувствуют себя и водитель, и пассажир. Ведь даже небольшая неуравновешенная масса генерирует значительное радиальное биение на высокой скорости.
Почему это происходит? В первую очередь, потому, что дисбаланс создает значительную центробежную силу, прямо пропорциональную произведению квадрата угловой скорости, неуравновешенной массы и радиуса вращения. То есть масса усиливается скоростью вращения диска. В итоге растущая скорость авто означает увеличение влияния неуравновешенной массы на шину, диск, вал привода, раму, двигатель и остальные конструкционные элементы транспортного средства.
Поэтому при борьбе с дефектами баланса счет неуравновешенных масс идет на граммы. А качественный процесс балансирования означает, что шиномонтажник будет работать на станке до тех пор, пока радиальное биение уменьшится до критически малого значения.
Дисбаланс и биение колеса
Со времен появления первых автомобилей, их владельцы сталкивались с проблемой балансировки колес. Раньше, скорость движения и качество дорог были не высоки, поэтому проблемы балансировки мало кого волновали. Со временем все кардинально изменилось.
Под дисбалансом колеса понимается наличие неуравновешенных крутящихся масс — ступиц, тормозных барабанов и др. По причине дисбаланса значительно затрудняется управление машиной, понижается срок эксплуатации амортизаторов, подвески, руля и безопасность движения в целом. Все это, следовательно, повышает расходы на тех. обслуживание автомобиля.
Так как колесо является вращающимся объектом любого автомобиля, оно должно обладать симметричной формой. Каждая точка вращения колеса должна быть равноудалена от оси вращения. Центр тяжести колеса при этом, должен находиться на этой самой оси.
Под балансировкой колеса понимается процесс уменьшения до допустимого уровня дисбаланса колеса, ступицы и диска, крепления колеса и элементов подвески.
Причинами нарушения баланса являются: износ резины, деформации диска и прочие причины, нарушающие форму колеса.
Колесо можно назвать правильно сбалансированным, если ось его вращения совпадает с главной центральной осью инерции. При изготовлении колес и резины, допускаются определенные погрешности от номинальных значений. По этой причине, любое колесо не сбалансировано изначально.
Существуют два вида неуравновешенности колес — статическая и динамическая.
При статической неуравновешенности главная ось инерции (O1-O1) параллельна оси вращения (О-О), но с ней не совпадает.
Дисбаланс колес может быть: — статический; — динамический.
В случае статического дисбаланса, тяжесть неуравновешенной массы (mH) создает вращающий момент. То есть, свободно вращающееся колесо, будет двигаться до тех пор, пока неуравновешенная масса не займет крайнего нижнего положения. В этом случае движение колеса будет подобно маятнику.
Для того чтобы устранить статический дисбаланс необходимо в месте, противоположном месту нахождения неуравновешенной массы, укрепить уравновешивающий груз (my). Это называется статической балансировкой колеса.
Динамический дисбаланс выражается в неуравновешенности колеса по его ширине. Он заметен только при его вращении. При этом, ось вращения, проходящая по центру тяжести, не совпадает с главной центральной осью инерции. В результате чего, образуется некоторый угол α между осями.
Две массы (mH), лежащие в диаметральной плоскости должны быть приведены к неуравновешенным массам колеса. При вращении такого колеса возникают центробежные силы (Pц), действующие в противоположных направлениях, и, создающие две силы с моментом вращения M=P α. Полученное значение и является характеристикой величины динамического дисбаланса.
Для того, чтобы устранить динамический дисбаланс необходимо на закраинах обода, в месте действия указанных сил, с внутренней стороны и фасаде диска закрепить уравновешивающие грузы (my). Динамическую балансировку необходимо проводить на специальном станке.
Дисбаланс колеса может быть вызван особенностями его конструкции (наличие вентильного отверстия в диске, рисунок протектора шины и др.) или технологией изготовления (погрешности форм колеса, неоднородность материала и т.д.).
Радиальное и боковое биение, овальность и отклонения формы — главные оценки точности изготовления колеса. На баланс оказывают влияние только биения, овальность практически никакого влияния не оказывает.
Радиальное биение (RPO) — это разность расстояний от различных точек протектора покрышки до оси вращения колеса. Другими словами это отклонение округлости шины от идеального круга. Боковое (поперечное) биение — разность расстояния боковой поверхности, за один оборот колеса относительно поверхности, перпендикулярной оси вращения колеса.
Как уже известно, дисбаланс и биения возникают по причине качества производства неуравновешенных, вращающихся масс машины. Создать идеальное колесо практически невозможно. Поэтому, при изготовлении деталей колесного узла и шин устанавливаются определенные допуски и нормы. Шина — самая главная причина дисбаланса колеса, так как она наиболее отдалена от центра вращения, и имеет большую массу, сложную структуру и изготавливается из различных по составам материалов: резины, тканей и стальных проволок и т.п. Влияние на дисбаланс усиливается по мере отдаленности от центра колеса масс материалов шины.
Общий дисбаланс камерных шин складывается из дисбалансов покрышки и ездовой камеры. В самой камере, на баланс колеса влияют разность толщины стенок камеры, стыки и вентили. Поэтому для улучшения баланса вентиль устанавливается на противоположную сторону стыка. Камера устанавливается так, чтобы вентиль совпал с наиболее легким местом покрышки. Тем не менее, величина дисбаланса камеры значительно меньше дисбаланса покрышки.
Главными причинами, оказывающими влияние на величину дисбаланса и биения покрышек, являются:
— стык протектора. Неоднородность его толщины по длине колеса, переменный рисунок протектора, наличие шипов, для зимних шин; — стыки слоев корда в каркасе и брекере; — стык герметизирующего слоя для бескамерных шин; — сильный нахлест проволоки в бортовом кольце; — разница углов наклона нитей корда в каркасе и брекере; — расхождение нитей корда в слоях покрышки; — точность производства пресс-форм; — различная толщина боковых стенок; — маркировка на боковине покрышке, которая нанесена на одно место и т.п.
Большинство из названых факторов, влияющих на баланс, внешне себя никак не проявляют. Они относятся к внутренним причинам дисбаланса. Причины, которые можно заметить невооруженным взглядом.
Непременным условием повышения качества производимых колес, является ужесточение требований к технологии производства. Все эти меры, в итоге должны привести к снижению дисбаланса и биений.
Как было сказано выше, идеальное колесо сделать невозможно. Поэтому, существующий государственный стандарт 4754-97 устанавливает требования к показателям дисбаланса.
В процессе эксплуатации авто, рекомендуется проверять балансировку колес после каждых двух-трех тыс. км. После 10 тыс. км. пробега балансировку колес с шинами желательно провести заново.
Правильная балансировка позволяет повысить комфорт езды. Но главное даже не удобство. Дисбаланс колеса создает ударную нагрузку на ступицу и подшипники. И нагрузка эта не слабая! Дисбаланс всего в 20 гр. на колесе размером 14 дюймов, при скорости движения 100 км/ч, создает нагрузку равную ударам трех килограммовой кувалды с частотой 800 ударов в минуту.
Популярные модели шин
- Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4.5
Шины Goodyear Eagle SportСезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 14 / 15 / 16
- Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4.5
Шины Goodyear EfficientGrip Performance
Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20
- Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4.5
Шины Goodyear Eagle Sport TZ
Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 16 / 17 / 18
- Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 5
Шины Goodyear EfficientGrip Performance 2
Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20
- Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 3.5
Шины Goodyear EfficientGrip 2 SUV
Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 16 / 17 / 18 / 19 / 20
- Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4.5
Шины Goodyear Wrangler All-Terrain Adventure with Kevlar
Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20
- Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4.5
Шины Goodyear Eagle Sport SUV TZ
Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 17 / 18
- Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4
Шины Goodyear Wrangler HP All Weather
Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 15 / 16 / 17 / 18 / 19
- Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4.5
Шины Goodyear EfficientGrip SUV
Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 22
- Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4.5
Шины Goodyear Eagle F1 Asymmetric 5
Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 22
- Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4
Шины Goodyear Vector 4Seasons Gen-3
Сезонность: всесезонные Шипы: нет Диаметр: 15 / 16 / 17 / 18 / 19
- Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 5
Шины Goodyear Eagle F1 SuperSport
Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 18 / 19 / 20 / 21
- Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4.5
Шины Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3 SUV
Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 22
- Рейтинг Яндекс.Маркета:Яндекс.Маркет: 4.5
Шины Goodyear Eagle F1 SuperSport R
Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 19 / 20 / 21
- Шины Goodyear Eagle F1 SuperSport RS
Сезонность: летние Шипы: нет Диаметр: 21
Последствия отсутствия балансировки
Если отказаться от балансировки или сделать ее неправильно, возможно появление неприятных последствий.
Детали ходовой части начнут испытывать повышенную нагрузку.
Возникнет сильная колесная вибрация. В результате начнут быстро изнашиваться детали подвески:
1. Ступица,
2. Подшипники,
3. Стойки амортизатора,
4. Шаровые опоры,
5. Протектор изнашивается неравномерно,
6. Увеличивается тормозной путь.
Все это приводит к ухудшению управляемости машиной. Поломка может стать причиной крупного ДТП.
Разновидности и нормальные значения дисбаланса
Дефекты баланса объясняются несовпадением осей инерции и вращения. Причем в результате этого несовпадения возникает:
- Статический дисбаланс — этот дефект возможен при параллельности осей инерции и вращения. Чтобы обнаружить такой сбой баланса, колесо монтируют на свободную ось и поворачивают на четверть оборота. Если диск качнется вперед и назад, как маятник, мы имеем дело со статическим дефектом.
- Динамический дисбаланс — этот дефект возникает при пересечении осей инерции и вращения. Определить такое отклонение можно только на балансировочном стенде. Работа станка для балансировки заключается в сравнении образцовых параметров с фактическими характеристиками колеса. Причем за сравнение отвечает компьютерная программа, поэтому станок фиксирует даже незначительные отклонения.
Любой шиномонтаж готов устранить и динамический, и статический дисбаланс. Однако идеальная калибровка осей инерции и вращения невозможна. Поэтому шиномонтажники оперируют приблизительными значениями дисбаланса, устраняя этот дефект в пределах одобренного конструкторами автомобиля допуска. Обычно он равен ±1,0 – 1,5 миллиметра. Точные значения допуска для нужного диаметра диска можно уточнить по таблицам ГОСТ 4754-97.
Что представляет собой эта процедура
Суть процесса заключается в восстановлении баланса между ступицами, подвесочными компонентами, дисками и креплениями. Необходимо это для того, чтобы фактический центр массы максимально совпадал с геометрическим — на балансировочном стенде она распределяется равномерно относительно центральной точки. Если все сделано правильно, уровень вибрации, которая ощущается во время движения, заметно снижается. Также значительно увеличивается срок службы покрышек и подшипников.
Чтобы оценить, что значит балансировка колес для вашего авто, просто посмотрите на явные преимущества ее выполнения:
- вы сможете ездить по любому дорожному покрытию с одинаковым уровнем комфорта;
- исчезнут чрезмерные посторонние шумы, которыми нередко сопровождается передвижение на ТС;
- продолжительность срока службы автошин;
- легкость в управлении транспортом вне зависимости от скорости;
- предотвращение неравномерного и слишком выраженного износа.
Настраивать баланс нужно на любом типе автотранспорта. То, что автомобиль совершенно новый или на нем стоят только что купленные диски и резина, не повод отказываться от проведения этой операции. В противном случае о себе обязательно заявят следующие малоприятные последствия:
- подшипники будут быстро выходить из строя;
- появится сильная вибрация;
- шины станут изнашиваться раньше положенного срока;
- о комфортной езде придется забыть из-за постоянного шума в салоне;
- обнаружатся проблемы с системой амортизации;
- движение на такой машине в целом станет небезопасным.
Как делают процедуру балансировки — пошаговая инструкция
- Мастер снимает колесо с автомобиля и отправляет его на мойку. Для чего это нужно? Разумеется, для устранения посторонних включений — камней в протекторе, окаменевшей грязи и других факторов, влияющих на базовый баланс диска.
- Отмытое колесо ставят на станок, закрепляя на калибровочном валу. Опытный шиномонтажник знает, как правильно поставить диск на станок, чтобы найти статический дисбаланс без долгого тестирования. Начинающие мастера приступают к тестированию сразу же, не полагаясь на свой глазомер.
- Процесс тестирования начинается с базовых замеров. Компьютер станка рассчитывает торцевое и радиальное биение, после чего дает советы по исправлению этих дефектов.
- Исправление дисбаланса предполагает закрепление на поверхности диска цинковых или свинцовых грузиков. Причем набивные компенсаторы фиксируются на дисках механическим способом, а клеевые — просто приклеиваются к ободу.
- После крепления каждого грузика мастер запускает повторное тестирование. Если его результаты соответствуют допустимому биению, колесо возвращают на место.
Как определить качество балансировки? Это проще, чем вам кажется. Во-первых, присмотритесь к началу работ — если мастер не отмыл протектор и диск, то ни о каком качестве не может быть и речи. Во-вторых, оцените состояние станка. Если перед вами современная модель с 3D сканером — о качестве можно не беспокоиться. А вот с ручным станком справится только опытный и скрупулезный мастер. Поэтому перед ручной балансировкой уточните квалификацию вашего автослесаря. В-третьих, после завершения работ оцените прочность фиксации грузиков. Если они не сдвигаются под нажатием — балансировка сделана на совесть.
Виды балансировки колес
Выделяют следующие виды балансировки:
- производимая на станке, колеса при этом сняты;
- производимая на автомобиле или финишная;
- автоматическая (бывает порошковая или бисерная).
Балансировку также разделяют на статическую и динамическую.
1. Статическая
Статическим дисбалансом называют ситуацию, когда вес неравномерно распределен по оси вращения. Чем выше скорость на дороге, тем сильнее колесо точечно бьется более тяжелой стороной и тем выше статический дисбаланс.
Чтобы избежать этого явления проводится статическая балансировка. Эту операцию могут проделать в любом шиномонтаже. Проводится она следующим образом: колесо устанавливают на станок, где автоматика просчитает степень дисбаланса во время вращения. Таким образом определяется, куда именно установить груз для выравнивания веса.
Есть два типа грузов:
- набивные крепятся на край диска с помощью кронштейна, применяются на литых и штампованных дисках;
- самоклеящиеся (универсальные) прикрепляют с внутренней стороны диска.
Балансировку проводят, используя и тот, и другой тип, но при эксплуатации автомобиля зимой советуют устанавливать именно набивные грузы. Самоклеящиеся плохо удерживаются на ободе колеса в холодное время – из-за перепадов температур линейные размеры диска меняются, и клейкая лента со временем отходит.
Груз может отклеится и в движении, и при мойке автомобиля, когда струя попадет на диск. При всех этих минусах, зачем нужна балансировка колес на авто с помощью самоклеящихся грузов? Ответить на этот вопрос легко: не на все виды дисков возможно установить набивные грузы.
2. Динамическая
Данный тип балансировки проводят не во всех автомастерских. Для этого требуется современное оборудование, которым пока что могут похвастаться не все точки шиномонтажа. В большинстве из них установлены старые аппараты, которые не годятся для этой манипуляции.
Динамический дисбаланс возникает во время движения, когда происходит сдвиг относительно плоскости вращения. Это явление заметнее на колесах с более широким профилем. Динамическая балансировка как раз и призвана нивелировать это явление.
3. Финишная
Финишную балансировку целесообразно делать уже после статической и динамической. Для этой операции нужен специальный балансировочный стенд, который есть только в крупных шиномонтажных центрах. Сама процедура заключается в том, что колеса подвешенного над стендом автомобиля разгоняют до 90 км/ч. Компьютер замеряет показатели и программа выдает результат: указание мест и вес грузов, которые необходимо установить.
4. Автоматическая
Этот тип балансировки проводят только на грузовиках и автобусах. Технология заключается в том, что в колесо засыпаются специальные гранулы. Для этих целей используют мелкий бисер или песок. Последний обладает абразивным эффектом, поэтому его применяют реже. Благодаря центробежной силе, частицы при вращении равномерно распределяются по внутренней поверхности шины, тем самым достигается баланс.
Этот способ не применим к легковым автомобилям, потому что возникают сложности с расчетом количества гранул для балансировки. Вес колес также увеличивается после подобных манипуляций, что критично в случае с легковым транспортом.
Рекомендуем
«Белый дым из выхлопной трубы: стоит ли волноваться» Подробнее
Правильная балансировка колес или какие бывают распространенные ошибки?
К самым распространенным ошибкам смело отнесем собственную беспечность при выборе шиномонтажа. И если исправность оборудования или, наоборот, его раскалибровку, износ посадочных конусов и подшипшиков вала вам проверить наврядли удастся, то факт того, что ваше колесо, покрытое толстым слоем грязи, сразу взяли в работу, должно вас насторожить. Вес этой грязи, как и вес камешка, застрявшего в протекторе, может существенно влиять на баланс колеса, а когда она смоется (возможно, вместе с грузиками, приклеенными к грязной поверхности), все надо будет делать по-новой.
Так же вас должен насторожить факт того, что новые грузики устанавливаются при неснятых старых, как и то, что при установке шины мастер забыл смазать ее борт специальным раствором, из-за чего она может «сесть» на диск неправильно.
Признаками неправильной балансировки так же считаются большое количество грузов, разбросанных по всему диску, и значительный общий вес установленных грузов (более 60 граммов на одно колесо для легкового автомобиля).
В какой-то мере уменьшить влияние негативного человеческого фактора позволит набирающий популярность, так называемый, 3D шиномонтаж. Используемое оборудование производит лазерную диагностику, с ее помощью определяется предельно точная геометрия как всего колеса, так и отдельно диска. Главным образом, это способствует возможности установить шину на диск максимально точно, чтобы шина и диск компенсировали свои дисбалансы наиболее эффективно.
Способы балансировки
Технология самостоятельной балансировки в целом не отличается от работы профессиональных мастеров. Единственное отличие – определение веса и места установки грузиков без электронных приборов, «на глазок».
Не снимая колеса
Для балансировки колеса без снятия со ступицы кузов с одной стороны машины приподнимают домкратом, фиксируют башмаками или другими подручными средствами. Затем немного ослабляют ступичные гайки освободившихся колес. Процесс балансировки состоит из следующих этапов.
- Раскрутите колесо по часовой стрелке. После остановки пометьте верхнюю точку.
- Раскрутите колесо против часовой стрелки и снова отметьте верхнюю точку.
- Середина между двумя отметками – легкая точка, на которую набивают подготовленные грузики весом от 10 до 40 граммов. После вращения грузики должны оказаться внизу. Если этого не произошло, увеличьте вес грузика.
- Следующий этап – статическая балансировка. Постепенно раздвигайте грузики на одинаковое расстояние относительно центральной точки. Задача этого процесса – добиться, чтобы колеса после вращения каждый раз оказывалось в разном положении. Как только это получилось, статический баланс достигнут.
Внимание! Грузики не должны располагаться кучно с каждой стороны диска. Если они находятся на значительном расстоянии друг от друга, значит, балансировка проведена с ошибками.
На стенде
Самодельный стенд для балансировки сооружают из старой ступицы с рабочим подшипником. Деталь устанавливают на каркас из металлического профиля таким образом, чтобы надетое колесо свободно вращалось. Конструктивно стенд представляет собой две вертикальные стойки, между которыми устанавливается колесо. Процесс балансировки проводят так же, как описано в предыдущем пункте.
Балансировка гранулами
Новейший метод балансировки – использование вместо грузиков специальных гранул(бисера). На самом деле метод запатентован еще в 50-х годах прошлого столетия, однако широкого применения на легковых автомобилях не нашел. Причина этого – высокая стоимость самого бисера и значительный его вес для достижения баланса колес.
Балансировочные гранулы – это миниатюрные шарики из керамики или стекла правильной формы, покрытые сверху слоем силикона. Шарики засыпают внутрь колеса, и они распределяются в его пространстве под воздействием центробежной силы. Гранулы обладают электростатическим свойством, поэтому «приклеиваются» к шине и устраняют дисбаланс во время движения.
Методика балансировки гранулами обладает рядом преимуществ:
- Возможность проведения балансировки один раз. По словам производителей, бисер практически вечный и будет эффективно работать весь период эксплуатации колеса.
- Автоматическая самобалансировка при любых изменениях в системе подвески: грязь, износ шины, небольшие дефекты диска.
- Простота использования.
Вместе с тем метод имеет и некоторые недостатки:
- Смещение гранул при попадании колеса в яму. Повторная самобалансировка происходит через некоторое время. Однако на неровной дороге колесо будет находиться практически постоянно в разбалансированном состоянии, что негативно влияет на подвеску и управляемость машиной.
- Большой вес гранул, необходимый для качественной балансировки. Достижение желаемого эффекта происходит после засыпания в колесо от 100 гр. гранул, в то время как для баланса на легковом авто вполне достаточно от 15 до 60 гр. Поэтому производители рекомендуют использовать данную методику на грузовых ТС и внедорожниках.
- Стоимость набора гранул равноценна двум комплектам резины, что значительно превышает цену традиционных методик.
Если принято решение воспользоваться балансировочными гранулами, их количество определяют по специальной таблице, расположенной на упаковке. Необходимый вес зависит от типоразмера колеса. Балансировочные гранулы засыпают в полость шины во время ее монтажа на диск или камеры через штуцер. Чтобы поместить гранулы непосредственно в камеру колеса в сборе, необходимы следующие действия:
- Поднимите машину домкратом и спустите колесо.
- Выкрутите с камеры ниппель и наденьте на штуцер пластиковую трубку.
- Насыпьте нужное количество гранул в пластиковую бутылочку от соуса.
- Наденьте конец пластиковой трубки на отверстие в крышке бутылочки.
- Переверните бутылочку и засыпьте гранулы в колесо.
- Накачайте колесо до нужного давления и можете отправляться в путь.
Важно! Балансировку любым способом проводят после удаления с колеса грязи, застрявших в протекторах камушков и старых грузиков. Если на колесах установлены колпаки, их необходимо снять.
